Monday, April 5, 2004

"Баран",.. на 500 ярдов,.. с рук

Прошло более полугода, как мои отношения с силуэтным rangeм... прервались. Бесконечно затянувшаяся эпопея выяснения отношений с бумагой и неуемное желание превратить несколько дырок в одну были прерваны только один раз охотой на ложки. Вчерашний день стал довольно неожиданным поворотом только по той причине, что приличных патронов накануне прикупить не успел.
- Чтож, - подумалось, - Как разрисовывают мишени НАТОвские патроны я знаю. А не пострелять ли мне с рук? А то так, сидя на скамейке, совсем разучусь да геморой заработаю. При той погрешности, что дадут мои кривые руки, качество 7.62 НАТО вполне удовлетворительное. Тем паче ложки то ими и заваливал.


Итак...
Оружие - Remington 700 VS, 308 Win;
Оптика - Bushnell Elite 4200, 6-24x40, MilDot;
Дистанции - 200, 300, 400, 500 ярдов;
Патроны - как я уже сказал, 7.62 NATO, 150 grain ball, Серия C21;
Формы целей и примерные размеры главной цели на следующей картинке:

 Стрелять по такой цели, сидя с упора просто неприлично. Попадание 100%, выстрел - баран. А вот с рук...

Итак, запасшись тремя пачками патронов, оставив лепшего дружка - Толяна на "скамейках" среди почти десятка таких же "бумагомарателей" (там почти то свободных столов и не осталось!), я ушел на силуэты, где не было никого!
Чтобы дать вам представление о том как это все выглядит вживую, приведу эту фотографгию.


Белеющие точки на горизонтальных балках - это как раз и уцелевшие "звери" к тому моменту как я перешел к последнему, самому дальнему рубежу.
А почему перешел наконец к дальнему - заметил, что уже осталось две пачки.

В "видеоряду" справа видно, как редеют бараньи ряды...

После того, как все бараны полегли, я отправился на их подъем и к моему возвращению меня ожидали трое парней, почтительно попросив присоединиться.
- Нет проблем, я поднял все двадцать баранов, хватит всем, - ответил я. 


Начав уничтожение самой левой "неприятельской" группы из пяти животных, я углубился в свои мысли, перестав замечать все что меня окружало... Вскинуть винтовку... Подвести прицельную марку под цель... Не зацеливать!.. Спуск... Опустить винтовку... Посмотреть и перевести дыхание (подлетного времени хватает на все эти действия)... Баран лениво падает... Передернуть затвор.

Сквозь пелену отрешенности и наушников до меня доносились приглушенные выстрелы. Мне до них не было никакого дела...
Но вот последний в группе пятый баран пал, я решил передохнуть. Оглянувшись в сторону ребят, я увидел на столах брошенное оружие. Никто больше не стрелял. Обнаружил я их за своей спиной с открытыми ртами. Их восторг меня явно смутил. Ведь ничего здесь особенного не было, если даже у меня это получалось. Эх, мелок и тщеславен человек! И каюсь, грешен, удивить молодое поколение было приятно. Оказывается, что они отбабахали все что у них было. Из оставшихся пятнадцати баранов упали только двое, и те были подстрелены из Weatherby Mark 5, сидя, с сошек.
Я пошел к Толяну испросить как его новый Remington 700 ADL, Synthetic, 270 Win. Тот пыхтел, обкатывая ствол. Над rangем взвился зеленый флаг. Мы попили чайку. Пацаны сгоняли на своем траке, подняли всех зверей, почтительно попрощались и уехали, и я остался один на один со своими "врагами". На душе оставался неприятный осадок от незаслуженных лавр. Ведь не стрелял с рук уже более полугода!
И оставалось патронов двенадцать... Я продолжил свой поединок все с той же заново восставшей из пепла группой "противника" на левом фланге.


Еще три барана пали в "неравной" схватке со мной, оставалось два... нагло белевших где-то там впереди, в 500 ярдах... И... три патрона. 

Два были потрачены на предпоследнего...

Теперь оставался последний патрон и последний баран...

Это уже напоминало дуэль. Кто кого, или я его, или он меня. Если устоит, значит он меня...
В мозгу промелькнула мысль: "Господи, помоги!" Я поймал себя на том, что в первый раз призываю Господа в помощь ... на стрельбище. Ладно. Пусть будет, что будет. Досылаю патрон, вскидываю винтовку... Вот он, красавчик! А теперь успокоить ствол, хотя бы на долю секунды... Прицельная марка милдота, синхронизированного на 12-кратном увеличении винтовки, пристрелянной на 200 ярдов, здесь на дистанции в 500 для моей винтовки где-то 2.7 мила вниз от перекрестья, значит на 24-кратном это целиться нижним пеньком под верхний обрез спины барана... Держать, хоть милисекунду удержать!... затаить дыхание на полувдохе и держать. Вот оно! Пенек прямо в стык в со спиной барана!... Спуск.


Опускаю винтовку.

Я знал, что попал. Теперь увидеть это попадание... Подлетное время кажется подлетной вечностью... Я почти вижу пулю, которая как в замедленном кино, как сквозь вязкую жидкость идет к цели. Вот она!.. Удар приходится чуть выше передней ноги, там наверное, находилось бы сердце... Барана разворачивает, и он падает как ни странно вперед.

Дуэль завершена. И все-таки я его!

Этого триумфа уже никто не видит. Но он смывает осадок от того незаслуженного, когда за моей спиной были зрители.

Теперь, безо всякой лирики, наблюдения и ощущения.

1. Для таких экзерсисов Remington 700 VS безобразно тяжел.
Это винтовка для хорошего дальнего выстрела с упора или с сошек.
Уже после десятка выстрелов чувствовал сильную усталость.


2. Не соглашусь с мнением что для стрельбы с рук мощный прицел не нужен.
Да, поначалу я подолгу искал цель, но в конце "дуэли" я уже вскидывал винтовку буквально на цель. А это всего день тренировки! Зато преимущества неоспоримы. Цель как перед носом, ты заставляешь - тренируешь себя умерять увеличенные в 24 раза колебания ствола.


3. Качество патронов для подобной стрельбы может быть вполне скромное, т.к. ошибка стрелка многократно поглощает погрешнось качества патронов.

4. "Скамейка" рядом со стрельбой с рук - отдых в Гаграх. На скамейке твоя главная задача - не помешать винтовке выстрелить. Стоя, с рук - поймать тот короткий миг, когда ты можеть разрешить винтовке выстрелить...

Знаю, так сказать, это хуже чем ничего не сказать. Но описать это все нет ни слов ни таланта.

Еще парточку мыслей вдогонку...
1. О характере, а проще говоря, о форме цели.
Совершенно очевидно, что горизонтальный разброс у для такой цели не столь большая проблема, как вертикальный, где у цели всего 30 см в "пузе". Вот и замечаешь чаще всего, что фонтанчики пыли показывают либо недолет, либо перелет. Иногда фонтанчик прямо за целью, т.е. была бы цель сплошной, то непременно бы завалилась, а тут стоит. Неверняка пуля прошла промеж ног,.. ну типа оторвало я...

2. Совершенно другая прикладка.
Прицел, установленный под стрельбу на "скамейке", стоя с рук слишком далеко. Приходится тянуться.

3. Холодная статистика.
40 выстрелов - 14 баранов. В среднем по 3 выстрела на душу. А по жизни выходило какие-то первым, а на какие-то и по 4.

4. Если зацелил, не попадешь точно. Лучше опусти винтовку, переведи дыхание, передохни пару секунд и начни заново.

Бараны железные, бегать не научены. Стрелял из положения, которое Купер называет "Альпийской стойкой". Конечно это не стрельба на скорость и выматывает ужасно. Но мы ведь никогда не искали легких путей, а наоборот искали приключения на з..., а падать на нее это уже не приключение, и совсем не эстетично. ;)

А с кратностью оптики бороться еще как можно. При 10-кратном увеличении данная цель на 500 ярдов на мой скус слишом мала, и на мое субъективное ощущение уже трудно уловить разницу в болтанке ствола в пределах цели или уже за ее пределами. При 24х я четко вижу когда прицельная марка ходит внутри контура цели, а когда его покидает. Но это мои рефлексы и мои заскоки, а, может, и проблемы ухудшающегося зрения.

Но главное даже не это, главное - самонастрой, та самая отрешенность, та самая "пустота"...

Боже, как трудно выразиться!.. Точно выше сказал - ни слов, ни таланта...

Опять неверно! Не пустота, а обращенность внутрь себя. Все что важно снаружи - это цель. Один-единственный канал наружу включен. Та самая невидимая нить, которая соединяет твой зрачек и середину цели. Эта нить дрожит и вибрирует как струна. Именно вдоль этой нити и полетит твоя пуля (не ловите на слове, что по законам баллистики пуля полетит по кривой. Для тебя это нить...). И это уже твои внутренние механизмы, которые должны и могут эту струну приглушить... Должна наступить тишина... И если ты из этого состояния выходишь, Ты Не Попадешь!

Если вы заметили, то из моего описания "действа" выпали такие трудно незамечаемые моменты как звук выстрела и отдача. Я их не помню! Звуковой канал выключен. А "поцелуй Афины" величиной с кулак на плече я заметил только дома после душа. Я говорю только "спуск", эти микродвижения мышц и суставов я помню в деталях. А грохот выстрела и пинок как будто вырезали из кадра.

Находиться в таком состоянии по долгу еще не умею. Выпадаю. И тогда все наоборот. Изнутри не слышу ничего. Зато стою и жду выстрела за соседним столом. Вот он сейчас прозвучит, его надо обязательно дождаться, а иначе он тебе помешает. Если ты себя поймал на том, что ведешь бухгалтерию выстрелов соседей, разряди винтовку, поставь ее в пирамиду и иди погуляй. А иначе - напрасно потраченные патроны.

Бред? Может быть... А может и нет...

Примечание
Это одна из моих ранних записок.
Тогда, в 2004-м, будучи еще новичком в клубе, я не знал, что расстояния до силуэтов несколько больше указанных мною по тексту.
Они составляют:
200, 300, 385 и 500 метров, а не ярдов.
Текст я оставил без изменений.


Впервые опубликовано 5 апреля 2004 г.
http://talks.guns.ru/forum/2/2076.html